Знаковое событие для правовой системы Казахстана

28 января 2011 года в целях создания для граждан и юридических лиц правовой основы для выбора способа разрешения возникшего спора (конфликта), в том числе и без обращения в соответствующие государственные органы, а также в целях упорядочения деятельности лиц, участвующих в урегулировании конфликтных ситуаций (медиаторов) принят Закон РК «О медиации».

Принятие данного закона является знаковым событием для правовой системы Казахстана. Впервые за всю историю Казахстана в его правовом пространстве возник не новый вид ответственности или способ обеспечения обязательства, а новый универсальный правовой инструмент. Этот уникальный инструмент направлен на повышение уважения к правам, свободам и самому человеку, на формирование цивилизованных гражданских и межличностных отношений, укрепление общественного согласия, на разрешение социальных, иных противоречий, конфликтов и споров путем конструктивного диалога. Тем самым государство активно стимулирует стороны по гражданским делам на примирение в судах именно в порядке медиации, устанавливая при этом определенные преференции для сторон, в том числе возврат уплаченной госпошлины, экономию времени и затрат.

Медиация (от англ. mediation - посредничество) означает содействие третьей незаинтересованной стороны двум или более другим в поисках компромисса в спорной или конфликтной ситуации. В целом же - это внесудебный способ урегулирования споров, избираемый сторонами на добровольной основе.

Цель медиации в Казахстане - предложить удобный и быстрый способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решений, принятых в ходе процедуры медиации, сэкономить судебные издержки.

Процесс медиации основан на том, что стороны при участии медиатора должны прийти к консенсусу и достигнуть взаимоприемлемого соглашения, а сама процедура не носит характера тяжбы. Медиатор не является арбитром, представителем какой-либо стороны спора или посредником между сторонами, не обладает правом принимать решение по спору. Он лишь способствует урегулированию спора, помогает сторонам в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта. В этом заключается основная задача медиатора.

Необходимыми условиями проведения процедуры медиации являются добровольное участие в ней всех сторон спора, их готовность включиться в процесс поиска путей его урегулирования, а также отказ от обращения к другим (судебным, административным) способам разрешения споров на время проведения процедуры медиации. Она может применяться в различных сферах - для урегулирования как гражданских, семейных, трудовых споров, так и споров, выходящих за пределы чисто юридических коллизий (политических и социальных, например, так называемых соседских конфликтов).

Процедура медиации, используемая вне рамок правового поля, совершенно очевидно, не требует законодательной регламентации. Закон «О медиации» прежде всего направлен на урегулирование конфликтов только в тех сферах, где имеется спор о праве. Медиация не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре, или публичные интересы (например, споры в рамках производства по делам о несостоятельности (банкротстве).

Процедура медиации может проводиться во внесудебном порядке - в случае, когда у спорящих сторон возникают затруднения в урегулировании спора, а обращаться в суд у них намерения нет; в досудебном порядке - в случаях, преду­смотренных законодательством, или на основании внесенной в договор или в иное юридически обязательное соглашение, заключенное между участниками спора, медиативной оговорки о необходимости урегулирования разногласий путем применения процедуры медиации; в рамках судебного процесса - в случае, когда стороны имеют право на любой стадии судебного разбирательства пре­рвать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд возлагается обязанность предложить сторонам ее использовать.

В Законе РК «О медиации» содержатся положения, касающиеся всех указанных процедур медиации - внесудебной, досудебной и судебной, однако подходы к их регулированию определены по-разному. Так, регулирование внесудебной процедуры предполагается минимальным, поскольку последствия обращения к ней сторон не связаны с принятием или возможностью принятия госорганами решения по существу спора.

Закон призван обеспечивать урегулирование общественных отношений, содержит нормы, определяющие общие положения, закрепляющие правовое положение медиаторов и организаций, обеспечивающих проведение медиации; порядок ее проведения. Процедуру медиации вправе проводить медиатор, т.е. независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе. Наряду с медиаторами, осуществляющими свою деятельность на непрофессиональной основе, медиацию могут проводить избираемые собранием (сходом) местного сообщества для этих целей члены местного сообщества, имеющие большой жизненный опыт, авторитет и безупречную репутацию.

Следует отметить, что в казахстанском законодательстве содержатся нормы, предусматривающие прекращение судопроизводства по гражданскому делу в связи с заключением мирового соглашения. То есть, по сути, право договориться и закончить дело миром у наших граждан было всегда, однако введение полноправного института медиации, урегулированного соответствующими поправками в процессуальное законодательство, позволит этим нормам войти в жизнь казахстанцев повсеместно.

 

Адвокат

Северо-Казахстанской областной

коллегии адвокатов

Сахаров Ю.Г.